12 января 2004 В конце 2003 года Госкомстат РФ опубликовал результаты исследования иностранных туристов, проводившихся в московском аэропорту Шереметьево 2 в августе 2002 года.
По результатам этого исследования специалисты
HCD
Group
представили усредненный профиль международного посетителя нашей страны. Основной поток иностранцев, прибывающих в Шереметьево 2, имеет своим конечным пунктом прибытия Москву и Подмосковье (66,3%). Для остальных столица является промежуточным пунктом, при этом более 40% транзитников следуют через Москву в Санкт-Петербург, Карелию или Ленинградскую область.
По территории России иностранцы предпочитают передвигаться на автобусах (28,2%) и легковых автомобилях (26,8%). Это не удивительно, принимая во внимание, что большинство международных посетителей, попадающих в нашу страну через аэропорт Шереметьево 2, остаются в пределах Москвы и области, а те, кто покидает ее пределы, держат путь, как правило, в Санкт-Петербург. Только очень незначительная часть иностранцев использует внутренние авиалинии для своих поездок по России (7,6%). Вместе с тем, высокий интерес к Поволжскому и Северо-западному региону определяет популярность у наших иностранных гостей водного и железнодорожного транспорта.
Мотивация поездок зависит от того, прибывает иностранный посетитель в Москву в составе группы или индивидуально. Так, для групповых поездок характерно преобладание туристских и развлекательных причин, тогда как индивидуалы прибывают в основном с деловыми или частными целями. Интересно отметить, что около 3% групповых туристов из Европы и США прибывает в Москву исключительно с целью посетить спортивные мероприятия. Еще около 1,5% групповых и 4,6% индивидуальных туристов приезжают с целью изучения русского языка.
Что касается расходов на поездку, то каждый иностранный посетитель затратил в среднем
US
$ 1117 на организацию поездки, заплатив эту сумму в стране постоянного проживания, и еще
US
$1063 тратится им в России. Основные расходы, возникающие в ходе пребывания иностранного гражданина в нашей стране, связаны с личным потреблением: 35,3% от всей суммы составляют покупки и 28,6% расходы на питание. Оплата проживания (не включенного в стоимость тура, приобретаемого за рубежом) составляет только 20,5%, еще около 10% иностранные гости тратят
на транспорт.
При том, что транспортные расходы не составляют основной статьи затрат, связанных с пребыванием в России, иностранцы считают, что именно эта сфера обслуживания более всего нуждается в совершенствовании. Об этом заявили 30,1% всех иностранных туристов, опрошенных в Шереметьево 2. Средства размещения вызывают нарекания у 15,4% наших гостей, почти 8% недовольны ресторанами. Возможно, что если бы опрос проводился не в аэропорту, а в отеле или на предприятии питания, итоговые выводы этого анализа были бы несколько другими.
В целом, несмотря на то, что в итоговом документе материалов опроса нет особого выделения Москвы, приведенные цифры касаются, в первую очередь, именно столицы. В то же время,
присутствие других регионов, фигурирующих в качестве пункта прибытия международных посетителей, дает размытую картину этого анализа,
не отражая ни точного положения в сфере услуг в Москве, ни тем более в целом по России. Это же относится и к данным, характеризующим расходы иностранных потребителей на поездку в Россию, на основании которых невозможно выделить, например, долю транспортной составляющей или долю средств размещения во всей совокупности произведенных затрат. Тем не менее, несмотря на отдельные погрешности, это исследование представляется интересным как с практической, так и теоретической точки зрения.
|