3 декабря 2003 Материалы программы «Сфера интересов» по теме «Бизнес- перспектива трехзвездочных отелей», состоявшейся на телеканале РБК-ТВ 3 декабря 2003 г. с участием генерального директора HCDG Лесника А.Л.
Ведущий:
Единой всемирной классификации не существует. Каждая страна сама определяет звездность. А что такое "три звезды" по-русски?
Лесник А.:
Действительно многообразие форм и разные критерии, положенные в основу систем классификации гостиниц в разных странах лишают эту идею основного смысла, поскольку не позволяют международному потребителю услуг гостеприимства ориентироваться на национальных рынках. На самом деле по большому счету гостиница 3 звезды отличается от своих более продвинутых собратьев по бизнесу (4-5 звезд) площадью номеров, качеством отделочных материалов, оснащением (скажем в гостинице 4 звезды уже обязательно наличие кондиционирования воздуха, коврового покрытия, фитнес- центра, бассейна, бизнес- центра и т.д., в 5 звездных уже необходимо наличие подогреваемого пола в ванной, генераторов бесперебойного питания, дополнительных систем очистки воды, расширенного ассортимента принадлежностей для гостей- халат, тапочки и т. д.) и конечно же ассортиментом услуг.
Ведущий:
А соответствует ли наша трехзвездочная категория европейским стандартам.
Лесник А.:
В принципе наша категорийность (а сегодня у нас существует уже 5 систем, в той или иной мере относящихся к классификации), на основании которой ранее проводилась сертификация гостиниц РФ на "звезды" (т.е. по ГОСТ Р 50-645 -94), по своим характеристикам намного превосходила тот же национальный стандарт Франции, но это не помешало 80% российского гостиничного рынка обойти эту процедуру, и вовсе не потому, что этот документ был плох. Скорее, не достаточно хорош был механизм обратной связи, отсутствовали санкции, которые должны были применяться к тем, кто обходил процедуру классификации и самостоятельно вешал "звезды".
Ведущий:
А каковы главные причины нехватки трехзвездочных отелей?
Лесник А.:
Если говорить о причине нехватки гостиниц категории 3 звезды, то ситуация с ними в Москве только в этом году стала проблематичной. Год назад доля гостиниц этой категории в Москве составляла около 42%, т.е. на фоне других европейских городов, скажем в Париже их 31%, в Будапеште 40%, в Мюнхене- 41, в Милане 23 этот показатель не "самый маленький". Другое дело, какие это объекты по уровню материально- технического состояния, оснащения и какой, на деле у них уровень соотношения цена/качество обслуживания. А в этом году действительно показатели загрузки гостиниц побили все рекорды. По большому счету это связано с сокращением совокупного номерного фонда Москвы как минимум на треть. С рынка выведены ряд крупных объектов в центре столицы. Одновременно с этим во многих действующих гостиницах идет поэтажная реконструкция и за счет мероприятий по повышению качества обслуживания номерной фонд их также сокращается.
Ведущий:
Какая объективная цена за номер в трехзвездочной гостинице? Почему цены в них так сильно отличаются?
Лесник А.:
Если говорить о европейском уровне, то это уровень до 90 долл. Поскольку это базовая ставка расходов на проживание европейского командированного. А у нас? Извините мы, кажется, провозгласили рыночные отношения, и поэтому если гостиница, именующая себя трехзвездочной, выставляет цены в 160-180 долл. и на ее услуги есть спрос. Почему нет? В принципе это также связано с ретроспективой нашего рынка. После кризиса спрос на услуги 4-5 звездных гостиниц сократился. Этим воспользовались их "младшие собратья" и, подняв до психологически приемлемого уровня цену, привлекли часть клиентского спроса к себе.
Ведущий:
Сколько в Москве необходимо трехзвездочных гостиниц?
Лесник А.:
Интересный и спорный вопрос. Ну, наверное, в первую очередь тот номерной фонд, который уже выведен с рынка. Плюс 20-25% по сравнению с имеющимся - для удовлетворения первичных потребностей спроса. Последующее строительство создаст нормальную здоровую конкуренцию в этом секторе бизнеса.
Ведущий:
Где они будут строиться? Центр города практически занят, а ведь месторасположение основной фактор успеха?
Лесник А.:
Да действительно это проблема номер один. Поскольку свободной земли в центре города практически нет, а та, что есть, связана с довольно серьезными обременениями. Земля есть на вторичном рынке. Но ее стоимость сводит экономическую целесообразность реализации гостиничных проектов на нет.
Ведущий:
Потенциал инвестиций на рынке трехзвездочных отелей до 2010 года оценивается в 2 млрд. долл. Однако, примерно такая же сумма может потребоваться для реконструкции уже существующих гостиниц. Какие гостиницы уйдут под реконструкцию, и есть ли желающие инвестировать в такие проекты?
Лесник А.:
Сегодня готовятся к реконструкции "Пекин", "Минск", "Ленинградская", "Центральная", "Киевская", "Россия", некоторые гостиницы в районе ВДНХ. Реконструируются "Будапешт", "Урал", "Сокольники". А поводу желающих вложиться в реконструкцию не знаю. В Правительстве города говорят, что стоит очередь. То же можно сказать и в отношении нового строительства.
Ведущий:
Если крупнейшие холдинги и вкладывают деньги в строительство трехзвездочных отелей, то управлять гостиницей они приглашают западную компанию. К примеру, "Интеррос" вложил 35 млн. долл. в гостиницу "Новотель", управляет которой сегодня французская компания "Аккор". Значит ли это, что в России нет специалистов по управлению гостиницами и есть ли у нас свои гостиничные бренды?
Лесник А.:
Одна из основных причин привлечения международного бренда - это возможность получения кредитных ресурсов по приемлемым ставкам (наши 16-18% годовых не могут конкурировать 3-6% европейскими). И одним из условий получения такого кредита является наличие договора с известной гостиничной компанией. А управленцы у нас есть. И они ни в чем не уступают своим зарубежным коллегам. Действительно, пока адекватных аналогов зарубежным брендам у нас нет. И одна из основных проблем - это возможность объединения под зонтиком одного собственника хотя бы 5-10 гостиничных объектов. В отечественных условиях пока только это сможет гарантировать единую политику управления, снабжения и контроля за качеством услуг. Я думаю, в ближайшее время вы услышите об таких прецедентах.
Ведущий:
Какое внимание и услуги подразумевает сервис трехзвездочных гостиниц?
Лесник А.:
Я думаю внимание к клиенту в гостинице любой классности должно быть одинаковым - гостеприимным. А услуги- чистый комфортабельный номер с удобствами, с возможностью полноценного отдыха и работы и конечно же гостеприимный персонал.
Ведущий:
Вложения в гостиничный бизнес - долгосрочные - требуется несколько лет, чтобы они окупились. Каковы риски на рынке строительства гостиниц? Как быстро окупится трехзвездочная гостиница?
Лесник А.:
Основные риски это - трудность в перепрофилировании объекта. Отсутствие (сегодня большинство отечественных инвесторов считает, что это лишняя трата средств) или некачественный консультант или девелопер на стадии предшествующей строительству гостиницы и, конечно же, менеджмент. Об окупаемости можно говорить только в контексте конкретного объекта. Средняя окупаемость от 4-8 лет. Но все зависит от структуры инвестиционных вложений и позиционирования гостиницы.
Ведущий:
В новогодний период свободных мест не остается ни в дешевых, ни в дорогих отелях. Сервис новогодний отличается от обыденного?
Лесник А.:
Я думаю только дополнительными услугами, связанными с этим прекрасным праздником. Это и новогодние огоньки, и феерические шоу и концерты звезд театра и эстрады и т. и т.п. А по поводу сервиса. Основным правилом гостиничного обслуживания является его постоянство. Скажем, в московском отеле "Балчуг" говорят, что у нас нет VIP этажа - у нас каждый клиент является VIP- персоной. Это и есть мировой стандарт обслуживания.
|