23 мая 2003 Гостиничный рынок Москвы и терроризм…
Если полтора года назад террористические атаки
в США со всей очевидностью показали уязвимость не только национальных, но и
мировых гостиничных рынков, то сегодня озабоченность вызывает надвигающаяся
война в Ираке. Нельзя, наверное, со 100% точностью утверждать, что Россия останется
в стороне общемирового процесса и не
ощутит на себе последствий готовящихся
военных действий, но пока гостиничная индустрия Москвы, как показывают данные о
работе столичных отелей, не проявляет признаков, свидетельствующих о дестабилизации
положения. Январская загрузка московских гостиниц верхнего сегмента осталась
практически на уровне прошлого года (изменение +0,14 пунктов). Гостиницы класса
2-3 звезды стартовали тоже лишь немногим лучше, чем год назад: в январе 2003
года заполняемость этих отелей была на уровне 52,7%, а в начале 2002 года –
51%. Уменьшение спроса на столичные гостинцы в декабре – январе это обычное
явление, объясняющееся тем фактом, что более 60% клиентов московских отелей
прибывает в наш город с деловыми целями. Спад деловой активности на рынке в
целом отражается и на показателях деятельности средств размещения. Так что пока
гостиничная Москва не пострадала от ухудшения
международной обстановки.
![](img/news/230503_1.gif)
Реакция московского гостиничного рынка на
международные события выражена обычно значительно слабее, чем на то, что
происходит на внутреннем российском рынке. Если, например, в Лондоне после терактов
в США загрузка отелей упала в четвертом квартале на 12,1% по сравнению с тем же
периодом годичной давности, то в Москве спрос на гостиницы класса 4-5 звезд в
сентябре-октябре 2001 года был на 11-15% выше, чем в то же время в 2000 году. Конечно,
отказы клиентов от бронирований в
сентябре 2001 года фиксировались практически всеми отелями Москвы, работающими
с иностранными посетителями, и именно этот факт дал, например, генеральному
директору отеля «Националь» повод сказать, что из-за терактов 2001 года эта
гостиница недополучила $500 тыс. доходов. Однако потери московских средств размещения
в сентябре 2001 года были больше «виртуальными», чем реальными, и не будь этих
событий, столичные отели верхнего сегмента, быть может, показали бы лучшие
результаты, чем это стало возможно в действительности. Но даже эти показатели были лучше, чем цифры,
характеризующие спрос на гостиницы класса 4-5 звезд в 2000 году, когда этот сегмент
рынка медленно выходил из кризиса августа 1998 года. Тогда масштабный
банковский кризис вытеснил с московского рынка многие зарубежные компании, что
больно ударило по наиболее дорогим отелям, чья клиентура в основном
формировалась за счет клиентов этих фирм. Отели среднего и бюджетного класса
пережили эти времена если и не спокойно, то, во всяком случае, с благоприятными
для себя результатами в целом: спрос на рынке развернулся в направлении менее
комфортных, но и менее дорогих объектов размещения.
Упомянутые здесь события еще раз подтверждают, что пока гостиничная
индустрия Москвы да и всей России в целом более тесно «завязана» на
собственных, внутринациональных проблемах, чем на далеких от нас городах и странах.
|