Деятельность компании Публикации Проекты Новости Контактная информация О компании Русский язык English language info@hotelconsulting.ru


107031, г.Москва, Столешников пер., д.11, тел.: +7 968 716-1313, +7 495 258-8990


Rambler's Top100
Rambler's Top100
Hotel Consulting and Development Group
Сопровождение проектирования
и строительства гостиниц
от замысла до запуска в эксплуатацию

Новости

7 мая 2003
Барометр рынка - апрель

Хотя март традиционно считается удачным месяцем для гостиничного хозяйства Москвы, благодаря выставкам и другим массовым мероприятиям, проводимым в это время в столице, но и в апреле ситуация с отелями оставалась стабильной. Верхний сегмент немного увеличил средний доход с номера, в основном за счет увеличения загрузки. Изменения не превышают 2-3% в месяц, и 4-5% в годовом масштабе по основным показателям – загрузка, средняя цена продажи и доход с номера.

В среднем сегменте (3 звезды) загрузка в апреле увеличилась на 1,2 пункта по сравнению с мартом при довольно значительном росте средней цены продажи – 9,9%. Нижний сегмент (1-2 звезды) в отношении цены проявляет больше стабильности (+3,4%), примерно на столько же увеличился и спрос на эти отели (+2,3%). Стабильно высокий спрос на средства размещения в Москве (от 60 до 78% в зависимости от сегмента) обещает еще более повыситься в летние месяцы, когда традиционно увеличивается поток посетителей, направляющихся в столицу с туристскими или деловыми целями.

В этом контексте нельзя, наверное, обойти вниманием следующий вопрос: хватает ли нашему городу гостиниц и не нужно ли в срочном порядке строить новые? Первая проблема становится особенно актуальной в высокий туристский сезон, когда нехватка мест в московских гостиницах вынуждает турфирмы, работающие на въезд, отказываться от поступающих запросов. Такая ситуация, повторяющаяся уже второй год подряд, вызывает к жизни разговоры о недостаточной емкости столичного гостиничного комплекса, и служит подтверждением планов Правительства Москвы увеличить вместимость последнего к 2010 в несколько раз, построив от 90 до 230 гостиниц различной классности. Для того, чтобы внести ясность в этот вопрос, следует, наверное, провести инвентаризацию существующего гостиничного фонда.

Итак, посмотрим, чем Москва располагает на сегодняшний день. В настоящее время база услуг размещения Москвы насчитывает 218 объектов на 78,5 тысяч мест. Учитывая, что средняя продолжительность пребывания клиентов в гостиницах Москвы в последние годы постоянно сокращалась и составляла в 2002 году 3,2 ночей, то даже при среднегодовой заполняемости средств размещения на 60% получим, что отели Москвы способны единовременно разместить до 5 млн. человек. Повышение заполняемости увеличивает, соответственно, эту цифру до 7 - 8 млн. человек. Пока это абсолютный предел. Сегодня трудно еще сказать, какое количество туристов и прочих категорий клиентов примут столичные отели в этом году, но с уверенностью можно предположить, что не больше, чем в 1989 году. Тогда в Москве было зарегистрировано 3,9 млн. иностранных посетителей, из них 1,6 млн. прибыли с туристской целью. Внутренних туристов было обслужено еще больше, поскольку в Москву устремлялись не только жители других городов России, но и союзных республик, считающихся сегодня иностранцами. При этом десять лет назад вместимость столичных отелей была в 1,3 раза меньше, чем сейчас и они качественно отличались от современных аналогов.

Так что же получается: гостиниц сегодня стало больше, туристов – меньше (по данным Федеральной службы пограничного контроля Российской Федерации в 2002 году Москву посетило 2,23 млн. иностранных граждан, включая жителей стран СНГ), а мест все равно не хватает? Решение подобного парадокса следует искать в структуре спроса на гостиничные услуги, а также в таких факторах, как сезонность. На гостиничном рынке Москвы традиционно складывается такая картина: иностранные туристы тяготеют к отелям среднего класса, где они конкурируют за места с российскими бизнесменами, а зарубежные деловые клиенты предпочитают верхний сегмент рынка. При этом не стоит забывать, что внутренних, российских, клиентов в московских гостиницах останавливается в 2,5 раз больше, чем иностранцев, так в 2002 году в гостиницах города было размещено более 3,8 миллиона человек, из них около 1,3 миллиона иностранных граждан. Учитывая это, причина ситуации с нехваткой гостиничных мест в среднем сегменте становится более понятной. Здесь следует учитывать еще один момент: при всей привлекательности тургрупп для гостиниц, не все средства размещения готовы работать с такими клиентами, поскольку большие объемы спроса означают и повышенные амортизационные расходы на оборудование и содержание номеров. Кроме того, групповые туры предполагают высокие скидки за размещение, чем еще больше сокращают доходную часть принимающих их предприятий.

Это положение усугубляется тем, что туроператоры, практикующие предварительное бронирование мест для своих групп, не всегда гарантированно выкупают забронированные номера. Поздняя аннуляция заказов (то есть отказ от ранее произведенных бронирований в предельно короткие сроки, не позволяющие повторно выставить номера на продажу) является одним из факторов риска в гостиничной индустрии в целом, и московские средства размещения не являются в этом случае исключением. В качестве противодействия таким неблагоприятным факторам гостиницы применяют овербукинг, требующий, правда, ювелирного расчета в прогнозировании будущих потоков, а также включают в договора различные пункты о предоплате и залогах. Все это, как уже было сказано, представляет собой стандартный набор превентивных мер, используемых всеми отелями, независимо от страны базирования, для снижения потерь от срывов предварительных финансовых планов. Похоже, что в Москве не все гостиницы хотят и готовы работать с большими объемами клиентов, предпочитая меньший доход большим трудозатратам. Таким образом, вопросы гостиничного рынка получают совершенно другое освещение, заставляющее по-новому посмотреть на проблемы управления предприятиями и ответственности за финансовые результаты бизнеса.

Сезонность спроса на гостиничные услуги в Москве – это второй фактор, вносящий дисгармонию в стройные отношения туроператоров и хотельеров. В 2002 году разница в показателях средней заполняемости номерного фонда гостиниц среднего класса составила 15 пунктов (январь к августу). В такой ситуации недостаток предложения в июле-августе оборачивается его избытком в декабре-январе. Этот момент заставляет потенциальных инвесторов задуматься, прежде чем вкладывать средства в строительство.

вернуться к архиву новостей

Главная Напишите нам Поиск Создано в студии Технос-Дизайн
©2003-2024 Hotel Consulting and Development Group

Designed by Technos